Нормы и их нарушение

Теги

В фокусе нашего внимания в настоящей работе находится анализ классических и современных социально-психологических исследований по проблеме норм и их нарушения.

Актуальность изучения этой проблематики объясняется, в первую очередь тем, что ситуация взаимодействия в Интернет-пространстве (именно такое взаимодействие доминирует в нашей повседневной жизни на самых разных уровнях, преимущественно в подростково-молодежной среде) характеризуется в значительной степени неопределенностью. Попытка понять то, как люди реагируют на эту неопределенность, вырабатывая общую систему отсчета для интерпретации того, что допустимо и ожидаемо, а что таковым не является, направляет наше внимание на классические исследования М. Шерифа по формированию групповых норм. С другой стороны, вниманию читателя предлагается обсуждение классической и современной трактовок нарушения норм. Особое внимание уделяется альтернативной исследовательской линии нарушения групповых норм.

Нормы представляют собой один из важнейших механизмов регуляции социального взаимодействия. Человек, будучи социальным животным, проводит преимущественную часть своей жизни, взаимодействуя с другими . Именно благодаря нормам взаимодействие может быть эффективным. Нормы оказываются своего рода клеем, который позволяет удержать людей вместе, скоординировать совместные действия, приспособиться к ситуации, выжить в которой иным образом не представляется возможным. Очень яркую иллюстрацию сказанному выше находим в работе историка С. Ярова «Блокадная этика» [6,с. 596—597]: «Тот, кто ничего не давал взамен, рисковал погибнуть — с ним никто бы не стал делиться в трудную минуту. Тот, кто выказывал грубость, кто откровенно презирал и унижал других, не смел надеяться, что ему пойдут навстречу... А если в одиночку блокадник не мог выжить, то он должен был соблюдать кодекс поведения, принятый в обществе».

Следование нормам связано с получением одобрения или избеганием наказания, ибо те, кто нарушает нормы, подвергается оному (будь то в форме порицания или избегания). Полезность норм, как отмечают М. Брауэр(M. Brauer) и Н. Шоран (N. Chaurand), — двоякая: с одной стороны, они направляют поведение в неопределенной, неоднозначной, ситуации, с другой — делают поведение других участников взаимодействия более предсказуемым и понятным. Предсказуемость поведения, однако, оказывается достаточно относительной изависит от контекста, определяется действием целого ряда факторов.

Полная версия (PDF)