Жестовая речь и психическое развитие глухих детей

Теги

В статье представлен обзор исследований, проведенных зарубежными психологами, о роли жестового языка в коммуникативном, когнитивном и социальном развитии детей с нарушениями слуха (речь).

Каждый национальный жестовый язык — это своеобразная лингвистическая система, которая имеет сложную грамматику, специфические лексику и синтаксис. Обсуждаются основные проблемы, возникающие у глухих детей в ситуации игнорирования возможностей жестовой речи. В ряде исследований показано, что глухие дети глухих родителей не уступают слышащим детям по уровню когнитивных возможностей и что владение жестовой речью положительно влияет на когнитивные функции и приводит к большей творческой активности, к лучшему пониманию пространственных отношений, к большей гибкости при решении задач.

Исследователи признают необходимость раннего освоения жестовой речи глухими детьми даже в случае использования современных способов реабилитации. Именно жестовая речь могла бы восполнить дефицит средств общения, характерный для начальных этапов психического развития ребенка, и способствовать развитию познавательной и личностной сферы, созданию условий для эмоционального благополучия. В обзоре уделяется внимание тем трудностям в использовании жестовой речи, которые наблюдаются при подборе диагностического инструментария и проведении психологического обследования. 

Можно  с  уверенностью  утверждать,  что  у  каждого  педагога,  психолога, исследователя, родителя, которые имеют отношение к глухоте, есть своя точка зрения по этому вопросу.  В  России  исследования  психологических  аспектов проблемы развития словесной и жестовой речи глухих детей и взаимоотношений между ними основаны в первую очередь на идеях Л.С. Выготского, которым были изучены  взаимосвязь  речи  и  мышления  в  онтогенезе,  формирование  знаковых систем и их роль в становлении психики. Существенной особенностью психического развития глухих детей Л.С. Выготский считал почти одновременное овладение ими несколькими различными видами речи —  словесной в ее разных формах (устной, письменной, дактильной) и жестовой, т.е. «полиглоссию» глухих, которая является неизбежным  и  наиболее  плодотворным  путем  речевого  развития и воспитания глухого  ребенка. Именно  эти  положения  стали  основой  дальнейших исследований жестовой речи и ее использования в обучении, а также исследований психологических  особенностей  развития  разных  форм  речи  глухих  детей  в российской науке.

В  зарубежной  науке  уделяется  особое  внимание  вопросам,  связанным  с  жестовой  речью  глухих,  ее  влиянием  на  психическое  развитие  глухих  детей   и использованием ее возможностей в педагогическом процессе. На основании анализа современных зарубежных исследований по теме жестовой  речи  можно  выделить  несколько  наиболее  важных,  взаимосвязанных  друг с  другом  аспектов:  связь  жестового  языка  с  коммуникативным,  когнитивным   и  социально-личностным  развитием  глухого  ребенка;  роль  жестовой  речи в обучении и воспитании глухих; различия в коммуникации  детей с нарушениями  слуха  в  зависимости  от  времени  его  усвоения,  а  также  лингвистические и  психолингвистические  исследования  жестового  языка,  включая  вопросы унификации жестового языка в практических целях.

Полная версия статьи