Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования

представлены результаты наблюдений игры с предметами оперирования. Возрастные особенности игры дошкольников.

Показана динамика игровой деятельности в разных возрастных группах (3, 4, 5 и 6 лет). Отмечается, что в двух младших группах ролевые переименования встречаются крайне редко и сопровождаются игровыми действиями, в то время как внешность в связи с ролью дети не изменяют. После 5 лет число переименований резко увеличивается — две трети детей называют себя ролевым именем, многие наряжаются, и подавляющее большинство играет в роли.

В возрасте 6 лет наблюдается незначительный спад количества детей с ролевыми переименованиями и незначительное увеличение числа детей, изменяющих внешность, по сравнению с детьми 5 лет. В среде с предметами оперирования роль возникает в ответ на игрушки, что существенно отличается от того, как появляется роль в среде с полифункциональными материалами. Авторами перечисляются роли, которые звучали в игре с предметами оперирования.

В статье представлены очередные данные, полученные в цикле исследований с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. В отечественной традиции за единицу сюжетноролевой игры принимается роль. Проведенное исследование связано с изучением вопро-са о том, как меняется ролевое замещение дошкольника в условиях игры с разными видами материалов . Предполагалось, что на-личие, состав и содержание роли меняются в зависимости от вида игрового материала .В статьях, посвященных сравнению игр детей с полифункциональными материалами и маркерами роли, было показано, что предметное наполнение игровой зоны влияет на возникновение и реализацию той или иной роли.

В представленном здесь тексте отражается та часть наших исследований, которая посвящена игре детей с предметами оперирования. Этот вид игрушек выполняет инструментальную функцию . Они поддерживают активную, деятельную позицию — действие само по себе, поэтому предмет оперирования не может выступать в качестве «носителя» определенных ролей . Например, докторский чемоданчик часто выступает в качестве атрибута любой «лечащей» роли — мамы, ветеринара и любого другого человека, например, пассажира автобуса, который лечит другого пассажира автобуса с помощью аптечки, т .е . докторский чемоданчик является, скорее, атрибутом лечения, чем конкретной роли.

Полная версия статьи