Психологическая безопасность

Теги

Представлены результаты исследования связи между уровнем психологической безопасности обучающихся в образовательной среде и их социальным интеллектом.

Работа направлена на уточнение связи между психологической безопасностью и социальным интеллектом и проверку предположения о том, что разные уровни психологической безопасности в образовательной среде связаны с изменениями в уровне социального интеллекта и его составляющими в подростковом и юношеском возрасте. Материалы эмпирического исследования получены на выборке учащихся организаций среднего профессионального образования (n=2789 человек) в возрасте от 12 до 25 лет (M=17,13), 71,89% из них — мужского пола.

В исследовании применялись методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой, «Шкала социального интеллекта Тромсо» (TSIS) D.H. Silvera, M. Martinussen, T.I. Dahl, анкета для сбора социодемографических сведений. Уровень социального интеллекта выше среди обучающихся с высоким уровнем психологической безопасности в образовательной среде (U=114,56; p≤0,001). Более высокий уровень социального интеллекта обеспечивается способностью понимать и прогнозировать поведение и чувства других людей (U=101,25; p≤0,001) и социальными навыками (U=97,74; p≤0,001), тогда как уровень социального осознания в среде с разным уровнем психологической безопасности различий не имеет.

Проблемы рисков, связанных с развитием, психическим здоровьем и психологическим благополучием человека, не теряют актуальности для исследователей . В XXI веке отмечается существенное увеличение числа факторов, влияющих на психологическую устойчивость и безопасность детей и подростков, в их числе — насильственные и агрессивные формы взаимодействия в образовательных организациях, и именно обучающиеся в силу возрастных особенностей являются наиболее уязвимыми.

Психологическая безопасность субъектов образовательной среды связана с их психологическим благополучием, эффективностью обучения и последующей профессиональной деятельностью человека. В исследованиях последних лет рассматривается опосредующая роль психологической безопасности как механизма, снижающего негативные последствия виктимизации подростков, выгорания спортсменов.

Наряду с психологической безопасностью, в исследованиях рассматривается опосредующая роль социального интеллекта как механизма, смягчающего последствия негативных воздействий на личность . Например, установлено, что связь между виктимизацией и депрессивными симптомами сильнее среди людей с низким или средним социальным интеллектом; социальный интеллект может защитить молодежь от психологического вреда виктимизации со стороны сверстников он отрицательно связан с психологическим стрессом и смягчает негативное влияние виктимизации на психическое здоровье учеников.

Полная версия статьи (PDF)