Взаимосвязь личностных особенностей

Влияние личностных черт (особенностей) на учебную успеваемость стабильно воспроизводится в разных исследованиях.

В рамках пятифакторной теории предполагается, что влияние врожденных черт на поведение опосредовано приобретенными характерными адаптациями (особенностей). Одной из разновидностей характерных адаптаций могут быть рефлексивные характерные адаптации. Данное исследование посвящено актуальной проблеме поиска личностных предикторов учебной успеваемости. Впервые вклад рефлексивных характерных адаптаций в успеваемость изучается на выборке старшеклассников. В исследовании приняли участие 135 российских школьников в возрасте от 14 до 17 лет. Были измерены черты Большой пятерки и четыре варианта рефлексивных характерных адаптаций. Также была посчитана успеваемость – средний балл по всем предметам для каждого ученика за прошедший учебный год.

В результате были обнаружены корреляции добросовестности и открытости с успеваемостью. Показано, что рефлексивные характерные адаптации являются более надежным коррелятом успеваемости, чем черты. Обнаружено, что метаустановка на добросовестность вносит уникальный вклад в варьирование учебной успеваемости. Выявлено, что корреляции успеваемости с открытостью в основном объясняются половыми различиями, а метаустановка на открытость вносит значимый вклад в варьирование учебных успехов. Таким образом, было показано, что рефлексивные характерные адаптации вносят уникальный вклад в предсказание учебной успеваемости.

Разные  черты  могут  по-разному  влиять  на  учебные  успехи:  высокая  добросовестность подразумевает дисциплину, организованность, надежность, что помогает достигать высоких результатов  в  обучении ;  высокий  уровень  открытости  связан  с  мотивацией  к приобретению новых знаний, а также помогает при использовании новых способов обучения; доброжелательность выражается в поведении, которое ценится учителями и приводит к высоким оценкам; высокий уровень экстраверсии может быть связан со сложностями фокусирования на учебном предмете, то есть отрицательно влиять на учебную успеваемость;  наконец,  нейротизм  коррелирует  с  тревожностью,  которая  отрицательно  влияет  на успешность в оценках.

При этом из пяти черт личности наиболее надежным предиктором учебной успеваемости является  добросовестность  со  средней  корреляцией r=.20.  В  нескольких исследованиях  также  обнаружены  взаимосвязи  с  открытостью  на  уровне r=.10.  Есть предположение, что открытость связана с успехами в школе, но гораздо хуже предсказывает учебную  успеваемость  в  университете.  Остальные  черты  обнаруживают  слабые  либо незначимые корреляции с учебной успеваемостью.

Полная версия статьи (PDF)


 

Последние материалы