Развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России

В статье проанализированы результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие личностного компонента и активацию ресурсов интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе профессионализации.

Для апробации Программы развития интеллектуально-личностного потенциала нами были отобраны сотрудники ФСИН России, относящиеся к выявленным трем типам личности (конструктивному, посредственному, разбалансированному), имеющие средний и низкий уровень развития интеллектуально-личностного потенциала.

В ходе психологического тренинга решались следующие основные задачи: развитие способности к рефлексии; осознание своих переживаний, чувств, мотивов и поступков, поступков окружающих; развитие представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции (для снятия невротических проявлений); развитие интернальности — ответственности за свое поведение в ситуациях служебной деятельности; овладение социально-психологическими знаниями и коммуникативными навыками; развитие служебной мотивации и мотивационной зрелости; развитие личностно-интеллектуальной зрелости сотрудников.

Авторами статьи, с целью оптимизации интеллектуально-личностного потенциала обучающихся Академии Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности в образовательной организации, была спроектирована психокоррекционная программа, которая включала тренинговые занятия, направленные на повышение эффективности интеллектуального и личностного компонентов данного потенциала. Программа включала две части. Первая часть была представлена логическими и нейрогимнастическими упражнениями, направленными на активацию интеллектуального компонента потенциала, для синхронизации работы правого и левого полушарий головного мозга, развития межполушарной согласованности. Вторая часть состояла из социально-психологических тренингов с элементами арт и гештальт-терапии и в совокупности была направлена на развитие личностно-мотивационного компонента потенциала.

В апробировании Программы развития интеллектуально-личностного потенциала приняли участие сотрудники Академии Федеральной службы исполнения наказаний, обучающиеся по специальностям «Тыловое обеспечение в УИС», «Организация режима в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность», «Пенитенциарная психология, отличающиеся низким и средним уровнем развития потенциала и причисленные к выявленным разбалансированному, посредственному и конструктивному типам личности.

Полная версия статьи (PDF)