Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов

Показано, что неблагоприятные социально-экономические факторы предшкольного периода развития ребенка оказывают неоднозначное влияние на характеристики школьной адаптации, однако, являются существенным риском для проявления всех ее компонентов.

В работе применен комплекс из шестнадцати методик, позволяющих подойти к описанию основных компонентов школьной адаптации: когнитивного, эмоционального, эмоционально-поведенческого, поведенческого. Для обнаружения социально-экономических факторов риска был использован анализ результатов, полученных с помощью методики «Социальный паспорт семьи».

Статистический анализ проводился с применением методов описательной статистики, корреляционного и пошагового дискриминантного анализа. Выделены следующие наиболее часто встречаемые факторы социально-экономического неблагополучия: резкие перемены в жизни ребенка, несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания семьи, злоупотребление родителями алкоголем и курением, неполные семьи. 

В ряде современных исследований показано, что детский организм чрезвычайно чувствителен к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе и со стороны общества. Наибольший интерес вызывают факторы, усложняющие процесс «приспособления» первоклассника к школьной жизни (школьной адаптации).

Существует много подходов к понятию школьной адаптации. Так, школьную адаптацию понимают как: приспособление ребенка к функционированию в рамках учебной деятельности, т .е . выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя определенных ролевых обязательств; совокупность признаков, свидетельствующих о соответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации обучения и др.

В нашем исследовании мы использовали понятие школьной адаптации как приспособление ребенка к новой системе социальных условий и требований, новым отношениям и видам деятельности. Первоклассник, поступив в учебное заведение, адаптируется, осваивая школьное пространство, привыкая к новому режиму дня, принимая множество правил и ограничений, которые помогают выстроить поведение и установить взаимоотношения с учителем и сверстниками.

Исследователи выделяют разные признаки и критерии успешности школьной адаптации первоклассников. В многоуровневой структуре школьной адаптации можно остановиться на основных компонентах:

  • когнитивный (предполагает успешность ребенка в обучении и выражается в положи-тельных оценках по предметам, освоении учебных навыков, полноте и системности знаний);
  • эмоционально-оценочный (устойчивое положительное отношение к школьным предметам, педагогам, видам деятельности);
  • поведенческий (предполагает отсутствие систематически повторяющихся нарушений поведения ребенка в процессе обучения, ориентацию ребенка на школьные нормы и правила, способность установить отношения со сверстниками и взрослыми).

Полная версия статьи (PDF)


 

Последние материалы