Особенности креативности в подростковом возрасте

Представлены результаты эмпирического исследования динамики вербальной и невербальной (рисуночной) креативности учащихся 4-х, 5-х и 7-х классов (подростков). 

Проверялась гипотеза, согласно которой возрастные особенности креативности подростков проявляются в ее качественном своеобразии, а не в количественных показателях беглости, гибкости и оригинальности. В рамках исследования проанализирован диагностический инструментарий и предложена оригинальная методика изучения вербальной и невербальной креативности.

В исследовании приняли участие 147 московских школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Показано, что динамика показателей вербальной и невербальной креативности в подростковом возрасте имеет противоположное направление: повышение вербальной креативности сопровождается снижением невербальной (на уровне тенденции). При этом возрастные особенности креативности подростков обнаруживаются в качественном своеобразии как вербальных, так и невербальных проявлений креативности.

Потребность  общества  в  кадрах,  способных к  творческому  и  критическому  мышлению, постановке новых задач и поиску нестандартных решений в условиях новой, цифровой экономики быстро меняющегося мира, ставит перед образованием новые задачи, среди которых  развитие  инициативы  и  творческих  способностей у  обучающихся  начинает занимать  ведущее  место.  Вопросы  о  том,  что  такое  креативность,  как  можно  выявить творческий  потенциал  ребенка  и  как  его  развить,  находятся  в  поле  внимания исследователей  и  практиков  уже  несколько  десятилетий.  

При  всех  различиях  в существующих  теоретических  подходах  современные  исследователи  принимают определение креативности как способности к созданию нового, оригинального продукта или идеи, адекватной контексту, предложенное Т.Любартом. Тем не менее, вопрос о выявлении,  оценке  и динамике  креативности  детей  и  подростков  остается  не  только дискуссионным,  но  и  далеким  от  решения. 

Имеющиеся  эмпирические  данные  весьма противоречивы, что обусловлено как различиями в методах диагностики креативности, так и в условиях культурной и образовательной среды. Наименее изученным остается вопрос об особенностях развития креативности в подростковом возрасте, хотя именно этот период представляет,  на  наш  взгляд,  особый  интерес.  Это  связано  с  тем,  что  на  протяжении подросткового  и  далее  юношеского  возраста  происходит  развитие  креативности  как глубинного  (личностного),  а  не  только  поведенческого  (ситуативного)  свойства.

Исходя  из  этого,  мы  можем  сделать  предположение  о  возрастных  особенностях креативности  в  младшем  подростковом  возрасте,  которые могут  проявляться преимущественно в ее качественном своеобразии, а не в уровне развития традиционно измеряемых характеристик креативности, таких как беглость, гибкость и оригинальность.

Полная версия документа (PDF)