Болезнь как соматический и экзистенциальный феномен

Опубликовано Elena@Karro - сб, 01/30/2021 - 13:58
Автор исходит из того, что опыт болезнь(и) — важнейшая составляющая повседневного опыта жизни любого человека.

Хроническая болезнь участвует в учреждении совершенно особого «мира», отличного от того, в котором живут обычной жизнью «здоровые» люди, — «мира» с особой логикой, онтологией и этосом. Дихотомия в понимании болезни может быть сформулирована следующим образом: либо мы продолжаем считать чем-то вроде устранимой (или нет) поломки машины, либо признаем болезнь фундаментальной составляющей субъективного опыта, — и тогда анализ субъективных смыслов обязателен.

Опыт  болезни —  важнейшая  составляющая повседневного  опыта  жизни  любого  человека. Особенно  тяжелая,  хроническая  (а именно о таком заболевании пойдет речь дальше), ставит нас перед ситуацией утраты некоторых наших способностей: мы не можем быть такими, как были раньше, и, соответственно, мы должны быть и вести себя по-другому.

Эта необходимость быть и вести себя по-другому, понимаемая автором данной статьи  как экзистенция,  с неизбежностью  ставит перед любым заболевшим человеком проблему выбора в своем отношении к этому событию. В рамках  формирования  своего  отношения  к болезни индивид  конституирует  какойто  новый  формат повседневности,  отличный  от формата  повседневной  жизни  «здоровых»  людей. 

Дихотомия в понимании болезни может быть сформулирована  следующим  образом:  либо  мы продолжаем  считать  болезнь  чем-то  вроде  устранимой (или нет) поломки машины, либо признаем болезнь  фундаментальной  составляющей  субъективного опыта — и тогда анализ субъективных смыслов, ею порождаемых, обязателен.

Конечно, эта тема может быть интересна лишь той  философии,  которая  антропологически  ори-ентирована.  Для  представителей  аналитической и  классической философии  такая  тема  заведомо посторонняя. Равно как тема болезни неинтересна для  всех,  кто  ориентирован  на сциентистское  понимание  философии.  

И это  достаточно  очевидно: когда философ видит свою задачу в отделении достоверного научного знания от знания лженаучного и  ненаучного, в поле его внимания заведомо не по-падут вещи, неуловимые для изучения с помощью общезначимых эмпирических методов. Только пристальный учет субъективного опыта в формирова-нии самости человека может сфокусировать иссле-довательский интерес философа на такой теме, как болезнь

Полная версия статьи


 

Последние материалы