Метод вербальной мифологизации личности
Метод вербальной мифологизации личности (МВМЛ) основан на суггестивной лингвистике (1987-1988г.г.), и является лингвистическим обучающим тренингом, проводящимся в малой группе. Участники тренинга получают системные знания о специфике языкового общения, основных закономерностях языкового общения, основных закономерностях языковых явлений, практические навыки по анализу текстов и их созданию. Под текстами понимаются – жалобы пациента, история возникновения заболевания, жизнеописание, описание психологической проблемы¸ представление о болезни, страдании, протокол беседы врача и т.д.
Суть МВМЛ заключается в создании для человека, проходящего тренинг, специального текста (личного мифа), на основании автобиографического рассказа, в котором в метафорической форме отражены основные этапы жизненного пути, планы на будущее, психологические проблемы и способы их разрешения.
При создании личного мифа используется взгляд на личную историю через призму мифологического сознания, применяются все известные литературные приемы и методы (метафора, гипербола, героический эпос, сказание, киносценарии, сказка и т.д.). Предполагается, что специальные лингвистические процедуры, целенаправленное использование ресурсов родного языка, активизация пассивного лексического запаса на фоне автобиографической работы, повлияют на психологические и личностные механизмы пациента.
Применение МВМЛ как формы группового взаимодействия при решении личных проблем и лечении неврозов представляет интерес по следующим причинам:
- в процессе написания текста актуализируются личные проблемы;
- специфика работы группы, при которой отсутствует открытая конфронтация;
- совместная творческая работа над мифом участников группы облегчает процессы самораскрытия;
- во время работы над созданием собственного индивидуального мифа и мифов других участников группы происходит анализ жизненного пути и системы отношений, переоценка ценностей и смыслов.
Обратная связь и эмоциональная поддержка, а также другие явления группового процесса актуализируют лечебные факторы терапевтической группы, оказывают влияние на психологические механизмы. Способствующие возникновению личностной проблематики, и способствуют раскрытию психологических факторов патогенеза невротических расстройств.
Группа вербальной мифологизации личности является коммуникативным и одновременно лингвистическим тренингом, участие в ней стимулирует творческий подход к жизни. У членов группы повышается способность к символизации, пониманию описанию собственных чувств, что может снизить уровень алекситимии, которая рассматривается в последнее время как существенный фактор возникновения невротических и психосоматических расстройств.
Методика проведения группы МВМЛ:
- Занятия проводятся в закрытой группе гомогенной в этиопатогенетическом отношении и гетерогенной по полу и возрасту, форме невротического расстройства или типа психологически=ой проблематики.
- Количество человек от 5 до 8. Занятия через день с продолжительностью 3-4 часа. Общая продолжительность работы в группе 1 – 1,5 месяца.
- Цель тренинга – проработка психологической проблематики, выздоровление. В качестве способов достижения цели предлагается переосмысление жизненного пути, анализ своего актуального состояния, активизация творческого потенциала личности и пассивного лексического запаса, совершенствование коммуникативных способностей, создание личных мифов для всех участников группы.
- Нормы группы – те же как и при групповой психотерапии.
- На вводном занятии ведущий рассказывает о специфике метода, лингвистике, мифологии, предлагает участникам группы высказываться по темам: «здоровье - болезнь», «причины болезни», «судьба».
- Второе занятие – начинается работа с первым участником группы. Участнику предлагается занять специально выделенное место и рассказать о своей жизни с подробным описанием наиболее значительных, ярких, запомнившихся событий, особо останавливаясь на поворотных моментах жизненного пути. Затем следует фокусированное обсуждение биографии. Другие участники задают вопросы, отмечают особенности использованного языка, ключевые слова в речи. Другие лингвистические особенности. Ведущий стимулирует интерес группы к представленному рассказу. Цель этого этапа – достижение понимания участниками группы представления о мире членов группы, освоение их языка.
- Далее «лингвистический блок» - группа подбирает метафорическое имя лицу, работающему над своей проблемой. И затем помогает ему в создании личного мифа.
- После утверждения метафорического имени перед группой ставится задача - помочь в создании личного мифа.
- Личный миф – продукт коллективного творчества группы, в котором отражены основные моменты биографии пациента, возникновение проблемы ее развития, метафорический выход из проблематики, санногенетическая стратегия на будущее. Перед составлением текста, работающий участник высказывает свои пожелания:
- что нужно обязательно отразить в мифе из прошлого и настоящего,
- чего он хочет достичь в будущем и какими путями,
- в каком жанре будет написан личный миф (сказание, сказка, эпическая новелла, стихотворение, молитва, повествование, газетная заметка.)
Личный миф составляется совместными усилиями всей группы. В ходе написания текста продолжается процесс самопознания личности, с получением обратной связи и эмоциональной поддержки, но уже опосредованно через текстообразование.
После завершения создания текста личного мифа происходит смена участника группы. Процедура повторяется (2-4 занятия на один миф). Ведущий осуществляет руководство группой путем своеобразной режиссуры группового творчества, попеременно использует разные стили ведения группы: активный руководитель, эксперт посредник, равноправный участник.
Группа заканчивает свою работу, когда каждому участнику создан окончательный вариант личного мифа. Далее предлагаются следующие варианты работы с текстом личных мифов: вживание в образ, самостоятельное создание различных текстов на основании концептуальной канвы мифа, ведение дневника «Миф каждый день», работа с образами и символами, содержащимися в тексте мифа.
В следующем году группа собирается трижды – через 3, 6, 12 месяцев. Цель этих встреч – обратная связь и дальнейшая работа с текстами, их утилизация, использование элементов личного мифа при решении проблем и задач личностного роста, и трансформация (изменение мифа в соответствии с жизненными обстоятельствами, ценностями, установками личности.