Основные аспекты составления комплексного интегрированного занятия воспитательной направленности для дошкольников
1. Пояснительная записка. В данном пункте важно обосновать в общих чертах необходимость/значимость воспитания той или иной сферы психического развития дошкольника (умственная, моральная, сенсорная и т.д.); также необходимо указать объект, на который будет направлен воспитательный процесс; перечислить наиболее эффективные методы, с помощью которых будет осуществляться этот процесс. Таким образом, вы структурируете собственные знания и опыт, открываете для себя что-то новое, или просто забытое, поскольку возникает необходимость обращения к литературе, новым данным; тем самым вы отступаете от собственных жестко укрепившихся принципов работы, оставляете поле для творчества.
2. Конспект занятия. Ниже приводится схема занятия:
2.1. Цель. Формулировка цели занятия один из основных и серьезных моментов, поскольку цель предопределяет результат, который необходимо достигнуть. Пример: тренировать умения…, сформировать представления…, овладение навыками…, закрепить положительный эффект… и т.п.
2.2. Формулировка задач. Задачи конкретизируют и раскрывают нашу цель, последовательно отмечают путь к получению желаемого результата. Важно обозначить три типа задач: образовательные, развивающие, воспитательные.
А) образовательные задачи – носят ознакомительный и стимулирующий характер. Пример: ознакомить с какими-то понятиями, категориями, побуждать к обсуждению, поиску решений проблемных ситуаций.
Б) Развивающие задачи – описываются словами развитие, формирование необходимых навыков, умений, качеств, свойств.
В) воспитательные задачи – обозначаем так: воспитание чувств, умение и т.д. Необходимо помнить, что в широком смысле слова, воспитание – это приобщение к культуре доминирующей в обществе, опыту народа, человечества.
2.3. Оборудование.
2.4. Продолжительность занятия. Исходим из того, с какой возрастной категорией будем работать. Чтобы занятие было эффективным, важно правильно распределить время (выбрать временные рамки). Так как определенный возраст характеризуется конкретными психологическими образованиями и особенностями развития ребенка, которые необходимо учитывать. Дабы не утратить ценное внимание и рабочую активность ребенка.
2.5. Ход занятия. Это сценарий занятия. Подбираются упражнения, игры, которые упорядочиваются согласно задачам. Рекомендуется в начале занятия делать разминку с элементами подвижными. Цели разминок сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы, постепенное включение детей в ход занятия. Важно чередовать упражнения подвижные с теми, которые требуют большего средоточения внимания. Воспитатель, педагог может умело менять собственные ролевые позиции: стать в нужный момент партнером для детей, а не только являться взрослым (директивным). Рекомендуется использование сюжетно-ролевых игр, поскольку они моделируют жизненные ситуации, позволяя детям прожить их, приобрести новый опыт поведения. Следует также вплетать в канву занятия элементы жанров детского фольклора (стихи, сказки, пословицы, загадки).
В завершении занятия следует проверить, как и что дети усвоили в ходе занятия, подвести итог, сохраняя общий эмоционально-положительный настрой, доброжелательную атмосферу.
3. Вывод. В выводе четко прописываются условия проведения занятия, насколько выполнены задачи, достигнута ли цель. Кратко описываются наблюдения за детьми. Какие методы или их сочетание были наиболее эффективными с четким обоснованием. Указать, что удалось достигнуть педагогу, воспитателю (рефлексия занятия).