Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде

Опубликовано augusti - сб, 10/17/2020 - 13:49

Контекст и актуальность исследования. Компьютерные интерактивные среды становятся основными площадками для профессиональной и личностной самореализации современного человека; социальная активность молодежи смещается в интернет-пространство, изменяются модели и формы межличностного взаимодействия и общения, формируются новые психологические конструкты, отражающие виртуальный мир и обеспечивающие взаимодействие с ним.

Психологическая виртуальная реальность выполняет роль посредника между человеком как личностью и компьютерной интерактивной средой как формой представленности киберпространства в современном человеческом бытии, а порождаемые в ней психологические конструкты обусловливают формирование новых социально-психологических моделей поведения. Используемая методология: системный и субъектный подходы, метод сравнительного анализа. Основные выводы. Создание компьютерных интерактивных сред открыло новый этап в формировании интерактивного человеческого опыта как системы информационно-технологических и социально-психологических компетенций. Назрела необходимость в системной проработке понятийно-категориального аппарата, используемого для описания компьютерных интерактивных сред.

Психологическая виртуальная реальность является компонентом компьютерной интерактивной среды, выполняя ряд важных функций оптимизации взаимодействия человека с компьютерной средой. Анализ системы «человек— компьютерная среда» дает основания различать девять основных психотипов социальных субъектов— участников виртуальной реальности. Разработанная в статье типология может быть рекомендована к применению в качестве методологической основы при разработке социально-психологического диагностического инструментария, в практике социально-психологического консультирования и социальной работы. 

Полный текст (PDF, 185 кб)