Советы психолога

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

Как родителю помочь ребенку, пострадавшему от насилия?

В данном обзоре хотелось бы поделиться, с уважаемым читателем, опытом взаимодействия с людьми, пережившими психофизическое насилие. Речь здесь пойдет не об особенностях и направлениях работы психолога или социального работника, поскольку, к сожалению, человек, получивший печальный опыт насилия или жестокого обращения, выбирает, и я полагаю вынужденно, остаться один на один со своей болью и спектром противоречивых переживаний, нежели обратиться за профессиональной помощью. Особенно серьезной проблемой является насилие над детьми, поскольку имеет тяжелые последствия, могущие отразиться на дальнейшей жизни и гармоничном развитии ребенка.

Основная цель, которую преследует автор, заключается в том чтобы пролить свет читателю на один из немаловажных аспектов - построение общения ближайшего окружения (прежде всего родителей) с ребенком, пережившим насилие. Роль семьи в преодолении любой кризисной ситуации, тем более ситуаций связанных с насилием над ребенком, значительна и важна. Выявить и осознать существование проблемы, принять возможность помощи извне (социально-психологических служб, медицинских учреждений, правоохранительных органов и пр.), желание родителей признать возникающие чувства и эмоциональные состояния, разобраться в истинных причинах возникновения и направленности последних, в свете произошедшего — это серьезный этап в том, чтобы совместно с ребенком «пережить» травматический опыт. 

Что нужно знать о насилии

Насилие происходит из действий, поведения одного человека в отношении другого:

  • Насилие возникает из неслучайных действий человека. Насилие всегда преднамеренно.
  • Суть насилия заключается в нарушении в первую очередь, личных прав и свобод конкретного человека.
  • Насилие является таким нарушением прав и свобод человека, которое делает невозможным его самозащиту. То есть для этого действия характерна асимметрия сил: физическая, материальная и эмоциональная.
  • Насилие обязательно приводит к определенному вреду. При чем этот вред доказать бывает очень сложно.

 

Насилие над детьми может проявляться в форме:

  • психологического/эмоционального (унизительные слова, оскорбления, принуждение плохо о себе думать, чувствовать себя виноватым и пр.);
  • физического насилия (толчки, удары, избиение, удушение, угроза или использование оружия, отсутствие заботы и пр.);
  • сексуального насилия (принуждение к просмотру порнографии, предложение или принуждение к сексуальным действиям);
  • экономического насилия (принуждение к попрошайничеству, бродяжничеству, отказ в приобретении необходимых вещей, ограничение в распоряжении материальными благами). 

Прочитать полную версию (PDF)

Направления в профилактике посттравматического стрессового расстройства

Исследования по изучению феномена посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) не теряют своей актуальности в современном мире. Самые различные травматические ситуации могут запускать болезненные переживания у человека: стихийные (землетрясения, ураганы, наводнения), антропогенные (техногенные аварии) катастрофы, преступления и сексуальное насилие, военные действия и ситуации связанные с ними, заболевания, связанные с угрозой для жизни.

Особенно остро стоит вопрос определения факторов риска развития ПТСР, ответ на который значительно расширит диапазон превентивных мероприятий по данному нарушению. Посттравматическое стрессовое расстройство - нарушение, связанное с переживанием травматического стресса. Возникает как отсроченный или затянувшийся ответ на стрессовое событие (краткое или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать глубокий стресс почти у каждого (F43.1 в МКБ-10).  

НПТСР проявляется рядом симптомов и синдромов

Типичные симптомы ПТСР:

  • эпизоды повторяющихся переживаний травмирующего события в навязчивых воспоминаниях ("кадрах"), мыслях или кошмарах;
  • нарушения сна (ночные кошмары, трудности засыпания, бессонница);
  • устойчивый фон чувства оцепенения, эмоциональной заторможенности, отчужденности от других людей, безответности на окружающее и избегания действий и ситуаций, напоминающих о травме;
  • перевозбуждение, выраженная сверхнастороженность, повышенная реакция на испуг;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • депрессивное состояние;
  • мысли о самоубийстве;
  • злоупотребление алкогольными, наркотическими и лекарственными средствами, мысли о самоубийстве;
  • ощущение несправедливости, безысходности и беспомощности;
  • обострение инстинкта самосохранения увеличивает и поддерживает высокий уровень внутреннего психоэмоционального напряжения. 

Прочитать полную версию (PDF)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Конфликт — это событие, реляционное (отношенческое), которое происходит при наличии восприятия интересов, потребностей, точек зрения или противоречий. Как правило, мы думаем, что можем устранить конфликты из нашей жизни, из жизни наших близких (детей, супругов, родственников) и из наших систем отсчета (работа, школа, дружба, социальные отношения), если только:

  • обнаружим правильный метод;
  • люди будут более образованнее;
  • люди будут меньше волноваться по пустякам;
  • другие будут более открыты и прямолинейны с нами.

Список вы могли бы продолжить. Каждый из этих пунктов отражает наивный взгляд на конфликт, или же выработанный способ (как правило, в раннем детстве и обычно неосознанно), позволяющий нам справляться с конфликтом в соответствии с нашим стилем общения, и помещает его внутри пирамиды ценностей, которую мы создали с течением времени. В действительности, конфликт коренится непосредственно в отношениях; ребенок, который говорит матери впервые НЕТ, закладывает основу своей личности, отслеживает, так сказать, границы, которые жизненно важны для его собственного физического и психического благополучия и начинает видеть себя как существо, отличное от других. Тем самым, не представляется возможным устранить конфликт из нашей жизни; это событие, уходящее корнями в нашу потребность взаимодействовать с другими, и с системами отсчета, которые позволяют нам выжить.

Однако, вместо этого он находится под нашим контролем, либо в нашей сфере деятельности, есть модальности, с помощью которых мы справляемся с различными конфликтами, теории, в соответствии с которыми мы анализируем ситуации и, наконец, способ, с которым мы воспринимаем и то, как мы представляем себе то, что происходит.

Прочитать полную версию (PDF)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСБАЛАНСЫ

Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, даже если она и неизвестна. Страх является древней эмоцией, механизмом реакции в условиях опасной ситуации. Эта реакция полезна для нашего выживания, поскольку заставляет нас быть осторожными и быть благоразумными в чрезвычайных ситуациях. Чувство страха, приводит в движение в нашем организме целый ряд физиологических механизмов. Некоторые из этих механизмов заметны, такие, как бледность лица, тремор. Другие менее заметны, например, «гусиная кожа», или вовсе невидимые, например, изменение кровяного давления и выброс адреналина. Повышение уровня адреналина в организме, приводит в тонус и увеличение мышечной активности, и готовит нас к быстрому введению в действие.

Животные также чувствуют страх, и когда они боятся они реагируют нападением или бегством; если они не могут атаковать или избежать опасности, у них возникает стресс, так, как происходит у людей. В ситуации нападения, страх у животных продуцирует серию физических параметров, схожих с человеческими; но есть также и физические изменения, направленные на то, чтобы произвести впечатление на противника. Чтобы сделать это многие животные под влиянием страха, пытаясь придать себе образ силы и размера, изменяя свой внешний вид на более массивный, и значительный по сравнению с прежним. У гориллы, например, шерсть встает дыбом, чтобы казаться выше и больше, другие животные раздуваются, как некоторые рыбы, третьи, выгибают дугой спину, как кошки, такие как птицы поднимают веером перья. Кроме того, люди повторяют эти сигналы, чтобы показать силу и полномочия (авторитет). Практически во всей военной форме, по сути, имеются наплечники (эполеты, погоны), для более внушительного вида, а головные уборы, носимые военными, милицией, также служат для того, чтобы владелец казался выше, внушительнее.

Страх у людей может быть спровоцирован

  • ситуацией реальной и настоящей (переходя улицу и я вижу автомобиль, который, вероятно, сбил бы меня);
  • предчувствие опасности (собираясь пересечь дорогу, я знаю что на этом участке движение очень оживленное и есть риск, что водитель не увидит меня);
  • воспоминание об опасности (мне приходит на ум, что переходя дорогу на этом участке, я рисковал быть сбитым);
  • фантазия об опасности (темно на улице я представляю и боюсь, что кто-то нападет на меня).

 

В любой ситуации страха, тем не менее, еще можно сделать сравнение с реальностью, и это помогает нам понять, действительно ли мы находимся перед лицом опасности, или мы преувеличиваем ситуацию нашими эмоциями. Очень часто, после того, как мы обсудим объект нашего страха или, после того, как эта ситуация более не представляется для нас угрожающей, то страх, как правило, исчезает (боюсь спускаться на лыжах вниз по крутому спуску, но после того, как я проделал это много раз, я понимаю, что я могу это сделать, и страх покидает меня, а это играет значительную роль перед спуском).

Прочитать полную версию (PDF)

Тревога: преграда или потенциал

Тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека, тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге. Ролло Мэй.

Хотя бы раз в жизни

Хотя бы раз в жизни, мы все испытали, особое чувство неопределенного страха "беспричинного" беспокойства. Термин "тревога" имеет схожее этимологическое происхождение с латинским словом "angustus", под которым подразумевается, ощущение удушья, сдавленности, не хватает пространства, и относится к эмоциональному состоянию неприятного содержания, характеризующегося напряжением, обеспокоенностью и страхом, которые могут быть различной интенсивности.

В действительности, тревога нормальное физиологическое состояние, которое ощущается каждым человеком, и которое полезно на многих этапах жизни. Это случалось с каждым, а испытывать немного беспокойства нормально, особенно, в связи со стрессовыми периодами, или в связи с какой-либо конкретной ситуацией или выступлением: например, перед экзаменом, спортивным состязанием, собеседованием и т. д. В этих случаях, тревога не имеет негативного значения, более того, при условии, что тревога не выходят за рамки определенного порога, последняя дает возможность лучше реализовать деятельность, позволяет организму справиться с новыми и более сложными стимулами окружающей среды. Сосуществование с незначительными и единичными эпизодами тревоги, это не только возможно, но сегодня это кажется нормой, в действительности, современная жизнь имеет лихорадочный темп, который часто невозможно выдержать, и легко возникающие озабоченность и нервозность, генерируют тревогу.

В этих случаях тревога может принимать практически положительное значение, так как она представляет собой тревожный сигнал, посредством которого тело предупреждает нас о том, что переживает ситуацию, которой уже не в состоянии управлять, это его способ предупредить нас о том, что необходимо сбалансировать время и способы жизни, возвращая каждым аспектам справедливую стоимость. Тревога также имеет защитную функцию: в случае опасности побуждает нас реагировать и избегать последнюю, держа нас в состоянии готовности, защищает нас от рисков; представляет собой напряжение, которое позволяет нам выделять раздражители с большей сосредоточенностью. Дискомфорт возникает тогда, когда чувство тревоги превышает определенные уровни и, как следствие, производство адреналина становится непрерывным, вводя в состояние стресса (напряжения) все наши системы, от системы кровообращения до дыхательной, это состояние приводит к иммобилизации и делает невозможным принятие любого испытания.

Как и другие эмоции, тревога также образуется физиологической составляющей, а также психологической и поведенческой. Среди физических симптомов наблюдается: тахикардия, повышенная потливость, тремор, мышечное напряжение, чувство «тяжести на сердце», затрудненное дыхание и т.д. Наиболее распространенные психологические симптомы: раздражительность, трудности с концентрацией внимания, страх потери контроля и, в более тяжелых случаях, страх сойти с ума или страх умереть. Наиболее существенные поведенческие симптомы: бегство, избегание, обездвиженность, гиперактивность. Тревога, когда она возникает в отсутствие реальной причины, или когда, является несоразмерной по сравнению с любым раздражителем, провоцирует развитие состояния постоянной напряженности, немотивированной и неприятной. Для многих людей, на самом деле, тревога и беспокойство являются постоянным фоном их дней: они просыпаются утром уже со смутным и неприятным чувством опасения, беспокоятся о дне грядущем, который ощущают утомительным, напряженным и полным обязанностей; беспокоятся о том, что не в состоянии сделать то, что должно быть сделано, как хотелось бы сделать; вереницы непрерывно следующих негативных мыслей, преувеличение и драматизирование испытаний повседневной жизни, повсюду, видя проблемы и трудности.

На основе статьи,Luisa Garofalo (Italia).

Прочитать полную версию (PDF)

 

Родительство и детство

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ НА СТАДИИ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев): Ключевые моменты во время 1 стадии от рождения до 6 месяцев:: тепло, интимность, приятный физический контакт и послания, которые говорят:

«У тебя есть право быть здесь», «Твои потребности важны для меня», «Я рад, что ты мальчик///девочка», «Мне нравится быть рядом с тобой, поддерживать тебя», «Тебе не нужно торопиться, ты можешь двигаться в своем темпе».

1. Задачи ребенка (задачи развития) Звать на помощь, когда ему что-то нужно Кричать или как-то иначе сигнализировать о потребностях Получать физический контакт Принимать заботу Образовывать эмоциональную связь, научиться доверять заботливым взрослым и себе Принять решение жить, существовать

2. Типичное поведение ребенка Кричит или издает звуки, чтобы узнали о его потребностях Ласкается Издает много звуков Смотрит и реагирует на лица, особенно на глаза Подражает

Полезное поведение родителей:

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Обеспечивать любящую, последовательную заботу
  • Реагировать на потребности ребенка
  • Думать за ребенка
  • Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления
  • Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок
  • Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему
  • Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке
  • Быть надежным и заслуживающим доверия
  • Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Вредное поведение родителей:

  • Не реагировать на зов ребенка
  • Не прикасаться и не держать на руках достаточное время
  • Реагировать сурово, гневно, возбужденно
  • Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден
  • Наказывать ребенка
  • Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку
  • Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер
  • Критиковать ребенка за что-либо
  • Игнорировать ребенка 

 

Прочитать полную версию (PDF)

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ первого года жизни

I. Цель: Развитие сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни. Основание: развитие сенсомоторной сферы ребенка на первом году жизни есть основное условие формирования восприятия окружающего мира.

Задача: помочь повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д. Условия: Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничего не беспокоит. Набор упражнений:

1.1. Развитие и укрепление моторики глаз и формирование координированных движений глаз и головы. Ребенок лежит в кроватке, перед ним располагается лицо взрослого. Затем взрослый перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. При этом следит за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект (лицо) из поля своего зрения.

1.2. Развитие и усиление моторики глаз и головы. У взрослого в руках яркая игрушка. Наклонившись к ребенку, он приподнимает его голову и по мере продвижения предъявляемого оптического объекта (игрушки) пассивно поворачивает голову ребенка в его сторону.

1.3. (для ребенка старше 7-10 дней). Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой, равной 5-7 см, и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в горизонтальном и вертикальном направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребенка, добиваясь парных движений глазных яблок. Проводится занятие 1-2 раза в день и продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд.

1.4. Повторить задание упражнения 3, но удерживая ребенка в вертикальном положении, на руках взрослого. Если ребенок плохо удерживает голову, то ее прислоняют к плечу взрослого. Когда ребенок удерживает голову, его тело устойчиво находится в вертикальном положении и он зафиксирует взор на игрушке, ее постепенно перемещают вверх, вниз, в сторону по кругу. Тренировать ребенка можно в течение 10 секунд нескалько раз в день.

1.5. Развитие зрительного сосредоточения (для ребенка одного месяца и старше. Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание и ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

1.6. Развитие дифференцировок зрительного восприятия. А) 1 месяц. Покажите месячному младенцу две картинки. На одной будет изображена черная полоса, а другая будет простым листом белой бумаги. Малыш будет дольше сосредоточиваться на картинке с полосой. Б) Покажите малышу картинки с изображением двух одинаковых красных шаров и держите их в поле его зрения до тех пор, пока они не наскучат ему и он не начнет от них отворачиваться. Потом покажите картинку с красным шаром и красным кубиком.

Большинство малышей долго разглядывают кубик. Это означает, что малыш уже различает форму. С учетом этого факта необходимо чаще менять ему игрушки над кроваткой, перемещать их в пространстве. В) 6 месяцев. 6-ти месячному малышу сначала дать соску гладкую, затем шишковатую, а потом показать обе соски одновременно. Малыш дольше станет разглядывать ту соску, которую сосал. У младенца, когда он сосет соску определенной формы, возникает ее образ, а потом он использует этот образ в зрительном поиске. Реакция на новизну и поисковая активность являются важными показателями психического развития младенца. Г) Один предмет помещается в поле зрения малыша в течение нескольких дней, пока он не становится для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещается другой, отличающийся только одним свойством – формой. Если ребенок предпочитает рассматривать этот предмет, значит, он различает определенный признак, в данном случае форму. Д) Детям предлагаются объемные и плоские формы (куб-квадрат, шар-круг, конус-треугольник) по той же схеме, что представлена в упражнении 1.3.

2. Развитие слухового восприятия (для ребенка от 25 дней и старше).

2.1. Развитие зрительно слуховых связей. Взрослый предъявляет ребенку игрушку, издающую негромкий, мягкий звук, и ребенок взором следит за ней. Проводится аналогично упражнению 1 раздела. 2.2. Формирование слухового сосредоточения. Выберите время, когда малыш находится в эмоциональном отрицательном состоянии (плач). Взрослый наклоняется к нему, потряхивает погремушкой, привлекая его внимание. Упражнение проводится 3 раза в день, 1,5-2 минуты. 2.3. Обучение ребенка локализации звука в пространстве. Ребенка обучают прислушиваться к голосу взрослого, который находится вне поля его зрения. Используя уже игрушки, детей также учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка. 2.4. Обучение восприятию различных интонаций голоса Взрослый произносит отдельные звуки и слова разными интонациями, а малыш прислушивается и реагирует на них (веселый, нежный тон может вызвать у ребенка улыбку, смех, а сердитый, грубый – обиду, плач). 2.5. Формирование акустической установки у ребенка на звуки и голос взрослого. Ребенку предлагаются различные звуковые раздражители (погремушки, птички, которые различаются по высоте и силе звучания). Разговаривая с ребенком, взрослый меняет силу голоса от громкого до шепота, наблюдая за его сосредоточением. 2.6. Стимулирование произнесения доступных ребенку звуков. Ребенку демонстрируют ту или иную игрушку. Например, показ мишки сопровождается громким сердитым звуком «А» с глубокой артикуляцией этого звука, похожего на рычание. Напротив, показ ребенку куклы, которую укладывают спать, сопровождают звуком «А», но певучим, длительным, ласковым, а показ зайца с оторванным ухом – жалобным, монотонным звуком «А». Это упражнение проводится ежедневно и способствует формированию подготовительного этапа развития речи у ребенка. 

Прочитать полную версию (PDF)

Искажение материнско-детских отношений и последствия для ребенка

Важную роль в полноценном развитии ребенка играет хорошее приспособление к социальной среде. Успешность социальной адаптации ребенка берет свои истоки из привязанности, которая возникает между матерью и младенцем. В формировании привязанности большое значение имеет эмоциональный контакт, продолжительное взаимодействие младенца с матерью, способность матери понимать и разделять чувства ребенка, адекватно реагировать на его нужды и потребности. Нарушение материнского поведения может приводить к развитию у младенца нервно–психических расстройств, к нарушению общего психического развития, развитию психосоматических расстройств.

Сдерживающими факторами в формировании глубокой эмоциональной привязанности могут стать эмоциональная нестабильность, незрелость и неуравновешенность характера, социальная и психологическая неподготовленность матери, наличие у нее депрессии, тревожных состояний, невроза. Затруднения в создании положительной эмоциональной среды, необходимой для развития привязанности, могут возникнуть в условиях обстоятельств, которые женщина в период ожидания и рождения ребенка не может преодолеть самостоятельно, таких как конфликты и насилие в семье, отсутствие определенного места жительства, тяжелое материальное и финансовое положение, одиночество и т.д.

В результате этих препятствий в материнском поведении может появиться отвержение; боязнь «избаловать» ребенка; плохое понимание причин поведения ребенка; или, напротив, повышенная тревожность и высокая эмоциональная лабильность матери, излишнее волнение о здоровье и развитии ребенка без достаточного повода. Такое материнское поведение ограничивает естественную психическую активность и инициативность ребенка, недостаточно удовлетворяет потребности ребенка в безопасности, надежности, защите. 

Прочитать полную версию (PDF)