Если ребенок оказался участником конфликта

Опубликовано August@Karro - пт, 10/09/2020 - 06:43

Собрать больше информации. Расскажи подробнее о том, что произошло: что случилось, дальше? Кто именно сказал (сделал)? Перефразирование (для уточнения деталей): Я правильно тебя поняла.. ты сказал (имел в виду), что… (перефразируйте именно то, что услышали). Ребенку важно, чтобы то, что он испытывает, было признано и услышано: Я вижу, ты очень раздражен (рассержен, расстроен и др.) сейчас.

Говорить или не говорить родителям о конфликтных и болезненных ситуациях – почти всегда такое желание у ребенка появляется при ощущении безопасности. Создайте такое ощущение у ребенка, подчеркните, что цените его доверие: Я очень ценю твое желание поговорить со мной… Для меня важно то, что ты со мной делишься… Ребенку важно, чтобы испытываемые чувства были не только признаны, но и приняты, как имеющие право на существование. Это также повышает его доверие к вам: Выглядит так, что тебя действительно обидели или огорчили, правда?

Покажите, что вы понимаете, что ребенок чувствует: Я могу понять, что ты чувствуешь, когда он (она)… Выясните потребности ребенка в сложившейся ситуации. Помогите заодно и ему осознать, к чему именно он стремится. Это поможет от переживаний и эмоций перейти к решению проблемы и принять на себя свою часть ответственности за решение. Что бы ты хотел, чтобы сейчас произошло (случилось) в этой ситуации? Что поможет тебе чувствовать себя лучше в этой ситуации?

Помогите найти пути достижения выясненных потребностей, но направляя вопросами, а, не указывая варианты. «Я это вижу, таким образом, но расскажи, как ты себе это представляешь? Как это можно сделать? Что бы ты мог для этого сделать?» (материалы взяты Научно-популярное издание «Культура добрососедства»: для родителей полезная информация, советы и рекомендации, - Симферополь, - 2008 г.)

Родители, важно, чтобы вы не от ситуации к ситуации обсуждали последствия конфликта, в котором ребенок оказался участником, а взяли за правило ежедневно беседовать со своими детьми. Беседовать по принципам уважения, принятия, признания права ребенка чувствовать, думать именно так, а не в соответствии с вашими личными представлениями! Сопровождать, а не направлять, ребенка на пути становления его личности.

Чаще находите способы сказать своему ребенку «Я тебя люблю!». Существует множество способов одобрения ребенка, словесных «объятий» и «поглаживаний». В атмосфере поддержки, внимания, доверия и уважения к опыту и переживаниям, у ребенка формируется внутренняя уверенность в себе, доверие к себе и миру, желание развиваться.

Вот некоторые способы словесных «объятий»:

  • Поздравляю! Молодец! Отлично! Удивительно! Чудесно! Грандиозно! Несравненно! Здорово! Разительно! Как в сказке! Ах, как замечательно! Ты просто чудо! Я горжусь тобой!
  • Очень четко, ярко, выразительно! Очень эффектно! Незабываемо! Остроумно! Талантливо! Это растрогало меня до глубины души! (чтение, декламация, рисование и др.)
  • Прекрасное начало! Ты на правильном пути!
  • Это лучше, чем раньше! Замечательно, с каждым разом у тебя получается все лучше и лучше! Ты сделал это лучше, чем я это делал в твоем возрасте! Это именно то, что нужно!
  • Ты в этом разобрался, молодец! Я верил в тебя! Ты сегодня отлично потрудился! Сколько ты сегодня успел сделать!
  • Здесь мне без тебя не обойтись! Мне очень важна твоя помощь! Ты сможешь! Я верю в тебя! Я знал, что тебе это под силу! Ты очень ловко это делаешь!
  • Ты мне необходим! Ты мне нужен именно такой, какой ты есть! Никто не может заменить мне тебя! Как хорошо, что ты есть!
  • Мне тебя не хватало!
  • Для меня важно все, что тебя тревожит, волнует, радует!
  • Я горжусь тем, что у тебя это получилось! Я просто счастлив! Я сам не мог бы сделать лучше!
  • Научи меня делать также! Работать с тобой – одна радость! Давай побудем (посидим…) вместе!

Родители вспомните, что вы чувствовали, когда значимый для вас человек говорил вам, что-то приятное, хвалил вас! А что вы чувствовали, когда не получали этого! Слова – это энергия, которая действует в двух направлениях: на того, кто говорит, и на тех, кто их слышит. Выбор за вами, уважаемые родители, какая эта энергия будет: разрушительная, или созидающая. 


 

Последние материалы