Как родителю помочь ребенку, пострадавшему от насилия?

Опубликовано August@Karro - пт, 10/09/2020 - 07:15

Как родителю помочь ребенку, пострадавшему от насилия?

В данном обзоре хотелось бы поделиться, с уважаемым читателем, опытом взаимодействия с людьми, пережившими психофизическое насилие. Речь здесь пойдет не об особенностях и направлениях работы психолога или социального работника, поскольку, к сожалению, человек, получивший печальный опыт насилия или жестокого обращения, выбирает, и я полагаю вынужденно, остаться один на один со своей болью и спектром противоречивых переживаний, нежели обратиться за профессиональной помощью. Особенно серьезной проблемой является насилие над детьми, поскольку имеет тяжелые последствия, могущие отразиться на дальнейшей жизни и гармоничном развитии ребенка.

Основная цель, которую преследует автор, заключается в том чтобы пролить свет читателю на один из немаловажных аспектов - построение общения ближайшего окружения (прежде всего родителей) с ребенком, пережившим насилие. Роль семьи в преодолении любой кризисной ситуации, тем более ситуаций связанных с насилием над ребенком, значительна и важна. Выявить и осознать существование проблемы, принять возможность помощи извне (социально-психологических служб, медицинских учреждений, правоохранительных органов и пр.), желание родителей признать возникающие чувства и эмоциональные состояния, разобраться в истинных причинах возникновения и направленности последних, в свете произошедшего — это серьезный этап в том, чтобы совместно с ребенком «пережить» травматический опыт.

Что нужно знать о насилии. Насилие происходит из действий, поведения одного человека в отношении другого:

    Насилие возникает из неслучайных действий человека. Насилие всегда преднамеренно.     Суть насилия заключается в нарушении в первую очередь, личных прав и свобод конкретного человека.     Насилие является таким нарушением прав и свобод человека, которое делает невозможным его самозащиту. То есть для этого действия характерна асимметрия сил: физическая, материальная и эмоциональная.     Насилие обязательно приводит к определенному вреду. При чем этот вред доказать бывает очень сложно.

Насилие над детьми может проявляться в форме:

    психологического/эмоционального (унизительные слова, оскорбления, принуждение плохо о себе думать, чувствовать себя виноватым и пр.);     физического насилия (толчки, удары, избиение, удушение, угроза или использование оружия, отсутствие заботы и пр.);     сексуального насилия (принуждение к просмотру порнографии, предложение или принуждение к сексуальным действиям);     экономического насилия (принуждение к попрошайничеству, бродяжничеству, отказ в приобретении необходимых вещей, ограничение в распоряжении материальными благами).

    Симптомы, отражающие последствия пережитого ребенком насилия.     Насилие представляет собой угрозу не только для жизни и здоровья ребенка, прежде всего это нарушение (порой и разрушение) границ личности, ее целостности. Значительные изменения происходят в поведении, в психоэмоциональном состоянии, в когнитивной продуктивности ребенка.     Отчужденность, замкнутость, желание спрятаться, бегство в свой собственный внутренний мир - одна из поведенческих реакций ребенка, пострадавшего от насилия (физического, сексуального, психологического) способ уйти от травмирующей реальности. Это связано с утратой доверия к себе, к миру, к людям, с разрушением представлений о безопасности. В подростковом возрасте возможно регрессивное поведение («ведет себя как маленький»), либо слишком «взрослое» поведение.

    Конфронтация (противодействие) в поведении ребенка «не хочу не буду!» Чувство вины и стыда из-за произошедшего могут служить источником подсознательного желания наказать себя. За внешне демонстрируемой жесткостью и беспринципностью, направленностью на довольно опасный образ жизни (употребление алкоголя, курение, несвойственная возрасту заинтересованность противоположным полом), скрывается еще более уязвимая, нежели до ситуации насилия, личность ребенка.     Вызывающее или агрессивное поведение.

    Подобное провоцирующее поведение, является психологической защитой ребенка. Однако, причин для немотивированной агрессии может быть много, и потому привлечение детского психолога также немаловажно для оказания помощи ребенку.     Возможны нарушения сна у ребенка (трудно заснуть, частые пробуждения, кошмары).     Предъявление психосоматических жалоб.     Психологические дисбалансы: угнетенность, плаксивость, раздражительность, повышение тревожности, актуализация страхов (темноты, одиночества, смерти) и пр.

Как говорить с ребенком, потерпевшим насилие, и как лучше всего ему помочь.

    Вот некоторые вещи, которые помогут вам:     1 . Будьте доступны к тому, чтобы выслушать ребенка.

    2 . Обеспечьте возможности, чтобы поговорить.

    * Ищите возможность услышать вашего ребенка .     * Выберите время и место, где вы оба будете чувствовать себя комфортно — подумайте о том, когда и где ваш ребенок, как правило, говорил наиболее открыто.

    3 . Задавайте ребенку прямые вопросы . " Как ты справляешься со всем этим? "

    4 . Внимательно слушайте, что ваш ребенок хочет сказать вам.

    Подождите, пока ваш ребенок не закончит, прежде чем отвечать.     Повторите то, что вы услышали своими словами, чтобы убедиться, что вы верно поняли ребенка: Я правильно тебя поняла.. ты сказал (имел в виду), что… (перефразируйте именно то, что услышали).     Постарайтесь воздержаться от советов, тем более от критики в адрес ребенка, пока у вас есть хорошее понимание того, что ваш ребенок переживает. Ребенку важно, чтобы то, что он испытывает, было признано и услышано: Я вижу, ты очень раздражен (рассержен, расстроен и др.) сейчас.

    Что Вы можете сказать?

    1 . Просто слушать — полезно.     Вы можете дать вашему ребенку возможность разобраться в собственных мыслях и чувствах, проговаривая их вслух.     Говорить или не говорить родителям о конфликтных и болезненных ситуациях – почти всегда такое желание у ребенка появляется при ощущении безопасности, а в ситуации пережитого насилия это ощущение и вовсе утрачивается. Создайте такое ощущение у ребенка, подчеркните, что цените его доверие: Я очень ценю твое желание поговорить со мной… Для меня важно то, что ты со мной делишься…     2 . Ответьте на вопросы вашего ребенка настолько честно, насколько вы можете.     Учитывайте возраст ребенка и то, что он в состоянии понять.3 . Помогите ребенку найти слова для выражения сильных чувств.     Описание и понимания его реакции, является первым шагом к тому чтобы проработать их.

4. Что делать, если ребенок не хочет говорить ? 1 . Будьте терпеливы. Ваш ребенок может быть не готов говорить в то же время, в которое удобно вам.2 . Не форсируйте события. Не пытайтесь заставить вашего ребенка говорить. Некоторым людям необходимо подумать какое-то время.3 . Поощряйте иные способы выражения мыслей и чувств. Ваш ребенок может нарисовать картину, написать рассказ или вести дневник.4 . Помогите своему ребенку оставаться на связи с друзьями и взрослыми, которым вы оба доверяете, так что вы будете знать, что у него есть человек для общения с тем, с которым он будет готов поделиться.5 . Некоторые реакции не выразить словами.

    Даже без слов, вы можете быть в курсе реакции вашего ребенка.

    Подумайте о том, как вы обычно говорите - как ваш ребенок чувствует себя. Вы могли бы заметить изменения в поведении, мимике, или в языке тела. Что важно помнить:     1 . У разных людей разные реакции.     Поскольку вы думаете, о том, как помочь своему ребенку, постарайтесь отделить собственные чувства и потребности от того, что испытывает и в чем нуждается ваш ребенок.     2 . Убедитесь в том, что ваши собственные чувства не мешают.     Если беседа с вашим ребенком расстраивает вас, то сделайте все возможное, чтобы оставаться спокойным и собранным во время разговора, и не забудьте получить поддержку и для себя!  


 

Последние материалы