Тезисы Субъективная картина жизни взрослых

Опубликовано August@Karro - чт, 10/08/2020 - 12:11

 

Тезисы Субъективная картина жизни взрослых

Социальная действительность в Украине отражает обострение симптомов политического и экономического кризиса. Жизнь в условиях этих явлений может обуславливать сужение поля деятельности человека, уплотнение преград, стоящих на пути к его самореализации. Взрослый человек острее сталкивается с необходимостью постановки новых целей, максимальной интеграцией своих способностей в решении жизненных задач и противоречий. Психологическая теория и практика должна быть направлена на развитие взрослого человека в качестве активного, самостоятельного творца собственной жизни, на раскрытие его внутреннего потенциала, позволяющего успешно решать жизненные задачи, тем самым обогащая свои возможности к самореализации и придавая своей жизни уникальность  и неповторимость.

Особое значение приобретает изучение влияния индивидуально-личностных особенностей взрослого на особенности субъективной картины жизни. Такая необходимость связана, во-первых, со спецификой развития взрослого, которая состоит, прежде всего, в самостоятельной выработке жизненной стратегии, и, во-вторых, именно целостное представление о собственной жизни, этот психический образ являются для личности опорой в самостоятельном управлении своей жизнью. При изучении жизненного пути личности одной из ключевых проблем является проблема субъективной картины жизни.

Данная проблема разрабатывалась  А. А. Ухтомским, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили, Е.И.Головахой и А.А. Кроником и  многими другими. Необходимость разработки проблем, касающихся   субъективной картины жизни,  связана, во-первых, со спецификой развития взрослого, во-вторых, именно целостное представление о собственной жизни является для личности опорой в самостоятельном управлении своей жизнью, в-третьих, с недостаточной теоретической и практической  разработанностью проблемы субъективной картины жизни личности.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что наличие типов акцентуаций и характер  психологических защит обуславливает ориентацию личности на прошлое, настоящее или будущее в субъективной картине жизни.

Было проведено экспериментальное исследование субъективной картины жизни взрослых. Процедура исследования состояла в  выявлении индивидуально-личностных особенностей взрослых, таких как типы акцентуаций (с помощью методики Леонгарда – Шмишека) и  выявление механизмов психологических защит (с помощью методики Плутчика - Келлермана – Конте). А затем исследовались особенности субъективной картины жизни испытуемых, а именно следующие ее компоненты: особенности психологического времени личности, особенности картины межсобытийных связей и событийного содержания (с помощью метода «Каузометрический опрос», разработанного Е. И. Головахой, А.А. Кроником).

В ходе экспериментального исследования были получены данные о наиболее распространенных типах акцентуаций и ведущих механизмах психологических защит испытуемых. Выделенные типы были соотнесены   с типологией акцентуаций Э. Эйдемиллера - В. Юстицкиса.

Было показано, что:

  • в  основе выявленных взаимосвязей между типами акцентуаций лежит сходство или противоречие по степени активности, или по характеру эмоциональности;
  • в основе выявленных взаимосвязей между механизмами психологической защиты лежит противоречие  в степени осознанности конфликтной ситуации, истинных мотивов поведения, способов выражения побуждения. Выявленные противоречия, вполне могут указывать на одно из свойств механизмов защит – полярность (противоположность).

 

2. Были обнаружены достоверные корреляции  между ориентацией на прошлое, настоящее, будущее (каузометрический анализ) и типами акцентуаций. Выявлены следующие связи:

а) между ориентацией на прошлое и застревающим типом акцентуации - для застревающей личности, в силу ее личностных особенностей (длительность эмоционального отклика, впечатлительность)  характерно застревание на событиях прошлого, своих воспоминаниях;

б) между ориентацией на прошлое и эмотивным типом акцентуации  -влияние центральных особенностей эмотивных личностей  (таких как чувствительность и впечатлительность)  может обуславливать их ориентированность на прошлое.

3.  Обнаружены связи между ориентацией на прошлое, настоящее, будущее и механизмами психологической защиты.

Выявлены достоверные связи:

а) между ориентацией на настоящее и вытеснением - лица с доминирующим механизмом защиты «вытеснение» ориентированы на настоящее (чем выше механизм вытеснения, тем выше ориентированность человека на настоящее);

б)  между ориентацией на прошлое и замещением: преобладание механизма замещения обуславливает ориентированность человека на прошлое, чем больше замещение, тем больше человек ориентирован на прошлое.

4. Выделены общие и отличительные особенности индивидуальных данных причинно-целевого анализа испытуемых, позволяющие обобщить данные в соответствии с этими особенностями. Отличительные особенности индивидуальных данных причинно-целевого анализа таковы:

  • особенности области значений, которые принимает величина   (степень включенности событий в межсобытийные связи): возрастание - убывание, пропорциональность (стабильность) – неустойчивость,
  • наблюдается отнесенность событий с высокой степенью межсобытийных связей к прошлому, настоящему, будущему,
  • уровень значимых событий (высокий уровень , средний уровень  от 50 до 70%, низкий уровень .
  • Предложены следующие четыре типа кривых описывающих индивидуальные данные причинно-целевого анализа (типы объяснения событий):
  • пропорционально – возрастающий тип кривой;
  • ступенчатообразный тип кривой;
  • лабильный (неустойчивый) тип;
  • -холмообразный тип  кривой;

Существует тенденция к тому, что доля событий, относящихся к будущему в группе испытуемых с возрастающим типом кривой больше, чем в группе испытуемых, у которых кривая событий падает.

5. Психологическое настоящее охватывает значительные интервалы времени в представлениях испытуемых. Детальный анализ дат событий, названных испытуемыми событиями своего настоящего, показал, что «настоящее» включает в себя как события хронологического прошлого, так и события хронологического будущего. Хронологические границы представляют для испытуемого начало и окончание события, актуального (реализующегося) для него в данный момент. Не выявлено индивидуально- устойчивых хронологических границ психологического настоящего у лиц с различными типами акцентуаций.

6. Событийное содержание субъективной картины жизни, которое характеризует направленность личности, смысл и цели ее жизни, наполнено событиями, связанными с изменениями в сфере чувств, мыслей ценностей,  изменениями, касающимися семьи и работы. Можно предположить, что акцентуированные взрослые, события собственной жизни более связывают с изменениями в сфере ценностей, мыслей и чувств.

7. Не обнаружено статистически значимых различий в распределении типов объяснения событий в группах лиц с различными типами акцентуаций. Однако автор данной работы все же считает, что тенденции к таким различиям существуют, так как выбор типа объяснения событий может быть обусловлен определенными личностными особенностями акцентуаций. К тому же данная тенденция прослеживается в группах лиц с различными напряженными механизмами психологических защит. Этому свидетельствует обнаружение значимых соотношений между доминирующими психологическими защитами и одной из особенностей объяснения событий - степенью насыщенности события причинно-целевыми связями. У лиц с доминирующими психологическими защитами проекция и вытеснение, степень насыщенности события межсобытийными связями имеет высокий уровень – от 71,4 до 100%.

В этой связи возникает необходимость проведения дальнейших углубленных исследований  с уточненными условиями, при достаточном объеме выборки испытуемых с различными типами акцентуаций.

Гипотеза о том, что наличие типов акцентуаций и механизмов психологических защит обуславливает ориентированность личности на прошлое, настоящее и будущее, подтверждена.

Тема исследовательской работы требует дальнейшего углубленного исследования: во-первых, для выявления тенденций в группах лиц с различными типами акцентуаций выбирать тот или иной тип объяснения событий; во-вторых, полученные результаты могут являться ориентирами в консультационной и коррекционной работе со взрослыми, имеющими различные типы акцентуаций и механизмы психологических защит.


 

Последние материалы