Итальянская психология

Опубликовано August@Karro - чт, 10/08/2020 - 12:27

 

Аntonio Meneghetti

Менегетти Антонио - (09.03.1936, Авеццано, Умбрия, Италия) - известный итальянский психолог, развивающий идеи гуманистический психологии, философ, художник, основоположник онтопсихологии и онтотерапии, модельер. Наибольший интерес Менегетти в теоретическом плане вызывали концепции А.Маслоу, К.Роджерса и В.Франкла.

Онтопсихология Менегетти выступает в качестве целого научного и психотерапевтического направления, представляет собой синтез философского познания бытия с клинической практикой и психологией поведения и личности. Предмет онтопсихологии - антропологическое бытие во всех его проявлениях - от феноменологического и экзистенциального до трансцендентного. Онтопсихология возникает как попытка преодоления кризиса рационального познания феномена человека.

Ее конкретным подтверждением является практический опыт психотерапевтического лечения неврозов, шизофрении, психосоматических заболеваний, наркомании. Многолетняя психотерапевтическая практика А.Менегетти постоянно сопровождалась тщательным исследованием нормальных и патологических проявлений психики человека. Концептуализации результатов этих исследований были посвящены важнейшие публикации А.Менегетти в 70-е годы: "Онтопсихология человека" (1973), "Семантические поля" (1976), "Клиническая онтопсихология" (1978) и многие другие.

Тезисы «Клиническая онтопсихология» А. Менгетти – монографии по психотерапии: новый научный подход, базирующийся на результатах психотерапевтических, психологических и философских исследований. Активные поведенческие реакции невротиков строятся на факторах развития ребенка в раннем детстве, и даже в период внутриутробного развития, - считал Менегетти. -…темперамент человека формируется на основании биологического влияния обоих родителей в период внутриутробного развития. Кроме того, на темперамент также влияют физическая и астрологическая среды.

-Зачастую ребенок, без его ведома, может быть вовлечен в качестве партнера или союзника в поле одного из родителей. Как правило, ребенок постоянно испытывает некоторую боязнь всего того, что находится вовне. На него влияет любая форма гиперактивности среды: биологическая, химическая, физическая, а также душевное состояние и поведение окружающих. Так, например, счастливая мать всякий раз после встречи с любимым человеком воспринимается своими детьми особым образом, давая им определенный ориентир. Иначе воспринимается грустная и печальная мать. Следовательно, эта гиперактивность среды преобразуется в индивидуальном организме ребенка в некую отличную, иную реальность. Организмическая энергия ребенка захватывается или направляется более сильными интересами и стремлениями одного из родителей.

-…мать — это тот человек или та ситуация, которая становится первоосновой уверенности и посредством которой ребенок вырабатывает в себе чувство уверенности. -Задача родителей состоит в том, чтобы ориентироваться на ребенка, а не воспитывать его в соответствии с собственной перспективой… -…для того чтобы сформировался невротик или любой психически больной человек, нужна особая, чувствительная мать, которую характеризуют вытесненные или сознательные фрустрации.

Чувствительность представляет собой качество, позволяющее индивиду больше воспринимать, быстрее реагировать. -Для ребенка мать играет роль матрицы социальной связи. Если мать плохо структурирует социальную связь для ребенка, то впоследствии он оказывается социально ущербным, что в конечном итоге и приводит его к прогрессирующему саморазрушению. Вскормленный определенной материнской аффективностью, привыкший к ней индивид усваивает такую модель поведения, которая оказывается нефункциональной за пределами связи с матерью. -Счастливая мать – залог гармоничного развития личности ребенка. Если же детство ребенка по счастью совпадает с периодом любви матери к мужу или другому мужчине, то у него появляется возможность для более свободного развития личности и реализации своего априорного «Я». Если мать не любит мужа или у нее нет очень интересной работы, если у нее нет любовника или позитивных внебрачных контактов, то весь свой эмоциональный заряд она направляет на ребенка…

  Матери следовало бы понять, что она со своими проблемами и инстинктами представляет собой одну определенную реальность, а ребенок — совершенно другую. Однако мать превращает ребенка в своего постоянного тайного союзника, относясь к нему как к продолжению собственного Бытия. Это куда более глубокая взаимосвязь, посредством которой мать действительно настраивает ребенка на присущую ей тональность чувства и индивидуализирует его как внешнее и внутреннее проявление вытесненного влечения. Поскольку ребенок представляет собой отдельную, самостоятельную сущность, он, естественно, мог бы выбирать из множества возможных способов индивидуации, но мать заставляет его выбрать лишь один из них, щедро вознаграждая ребенка за продвижение только в этом направлении. Она не сводит с него глаз. Она знает, как с ним постоянно общаться, как окружить его собой.

 

  • Болезни детей - неудовлетворенность матери жизнью: Бессознательное матери и ребенка настроено как бы на одну волну, определяемую только матерью. Ребенок помимо своей воли оказывается в ситуации, которую он никогда бы не выбрал. Если он все же пытается противодействовать, мать немедленно выступает против. Инстинкт индивидуации ребенка, который стремится проложить свой собственный путь среди различных вознаграждений со стороны внешнего мира, сталкиваясь со сверхвознаграждением со стороны матери, автоматически выбирает только это направление.
  • Гиперопека: … любая существующая реальность, любой человек должны вознаграждать его столь же щедро, как в детстве. Если же этого не происходит, он отказывается от продвижения вперед, от активного участия в жизни, поскольку его инстинкт, структура его «Я» уже закреплены только определенным стимулом данной реальности.
  • Если же, напротив, ребенок заранее подготовлен жесткими, но не разрушающими структуру его «Я» стимулами к суровой реальности, то он обретет социальное и психологическое преимущество.
  • В матери, эксплуатирующей избалованность ребенка, с целью его удержать возле себя «заложен источник отрицания, смерти ребенка, так как она обрекла его на постоянную зависимость. Ведь у нее первой появилась потребность в ребенке. В этом смысле мать, не сознавая того, становится убийцей эволюции ребенка».
  • Поскольку Бытие проявляется через индивидуации (выделение единичного и индивидуального из всеобщего. По К.Г. Юнгу - процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием, содержания личного и коллективного бессознательного), вербализация остается цементирующим, объединяющим фактором в экзистенциальном многообразии.

Вербализуясь, Бытие индивидуализируется и наоборот.

Способность к вербализации является способностью к индивидуации. Исторически, то есть фактически, в повседневной практике именно через «мать» актуализируется потенциал ребенка. Каждый человек был чьим-то ребенком. Мать — хранительница мира и общества, мать — первый проводник реальности, матрица основного опыта. -Под понятием «взрослый в роли матери» я подразумеваю, прежде всего, три составляющие:

а) значительность для ребенка конкретного родителя, в котором он наиболее нуждается;

6) бессознательную динамику, формирующую способ, манеру отношения взрослого к малышу;

в) типологию ближайшего окружения и окружающей среды (другой родитель, братья, дети, близкие и дальние родственники, друзья и знакомые, враги, соседи, хозяева, начальники, подчиненные, политика, религия, обычаи, стиль одежды и питания, климат, экологическая обстановка, время года и суток, убранство дома, радость, надежды, горести, опасения, привязанности, игры, ссоры и т.д.). Все это впитывается ребенком в соответствии с точкой зрения взрослого в роли матери, выработанной на основании его собственного опыта, то есть, точку перспективы всегда определяет и задает мать.

Посредством этих трех составляющих закладывается и формируется характер Эго ребенка. Любой образ всегда отражается в соответствии с материнским влиянием.

Что бы мы ни говорили о роли «среды» в индивидуальном воспитании (среда как область слияния формирующей и обуславливающей динамик), высшая векторная направленность всегда зависит от взрослого в функции матери (бессознательно и сознательно) как посредника любого другого поля. Он — слово, становящееся словом в любом другом контексте.


 

Последние материалы