Забвение бытия

Опубликовано August@Karro - чт, 10/08/2020 - 11:16

В 1926 г. Мартин Хайдеггер изучал вопрос о том, от чего идея смерти уберегает человека: сознание предстоящей личной смерти побуждает нас к переходу на более высокий модус существования. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения бытия и 2) состояние сознавания бытия.

Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, погружение в жизненную рутину. Человек "снижен", поглощен "пустой болтовней", затерялся в "они". Он капитулировал перед повседневностью, перед заботами о том, каковы вещи.

С другой стороны, сознавая бытие, человек сосредоточен не на "как", а на "что" - не на свойствах и оценках вещей, а на том, что эти вещи есть, что они обладают бытием. Существовать в данном модусе, который часто называют "онтологическим" (от греческого онтос - существование), значит непрерывно сознавать бытие - не только мимолетность бытия, но и ответственность за свое бытие. Лишь в онтологическом модусе существования человек соприкасается с собой как творением собственной самости и потому обладает властью изменить себя.

Обычно люди пребывают в первом модусе. Забвение бытия - это повседневный способ существования. Хайдеггер называет его "неаутентичным" - в нем мы не сознаем себя творцами собственной жизни и мира, мы "спасаемся бегством", "попадаем в ловушку" и становимся успокоенными; мы избегаем выбора, будучи унесены в "никтовость". Перейдя же во второй модус (сознавания бытия) мы существуем аутентично. Мы становимся полностью самосознающими - сознающими себя одновременно как трансцендентное (детерминирующее) Эго и как эмпирическое (детерминированное) Эго; приемлющими свои возможности и ограничения; конфронтирующими с абсолютной свободой и небытием - и испытывающими тревогу перед их лицом.

Нужны какие-то неотвратимые и непоправимые обстоятельства, определенный "экстремальный опыт", который "вытряхивает", "вырывает" человека из повседневного модуса существования в состояние сознавания бытия. В качестве такого опыта (Ясперс имел в виду то же самое, когда говорил о "пограничных", или "предельных" состояниях) смерть превосходит все остальное: смерть есть условие, дающее нам возможность жить аутентичной жизнью. 


 

Последние материалы