Особенности эмоционального реагирования леворуких и праворуких подростков

Опубликовано August@Karro - чт, 10/08/2020 - 12:21

 Особенности эмоционального реагирования леворуких и праворуких подростков

Одной из серьезных проблем в психологии и педагогике является проблема леворукости. Нельзя не принять во внимание семидесятилетний опыт Советского Союза, когда стремление к «уравниванию» не только в материальных, но и духовных благах носило тотальный характер. Родители, педагоги, обнаружив, что ребенок не такой как все, а именно левша, считали своим священным долгом переучить ребенка, вернуть, так сказать, в «родной коллектив». Впрочем, весь окружающий мир был создан «праворуким».

Многочисленные психофизиологические, неврологические исследования сходятся в одном при объяснении леворукости и праворукости, что это не просто преимущественное владение левой или правой руками, но отражение определенной межполушарной асимметрии головного мозга (А.В. Семенович, Т. А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, М.М. Безруких и другие авторы). Доминирование левого полушария, у правшей, отвечает за словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию, обобщению. Доминирование правого полушария, у левшей – за конкретно-образное мышление, развитое воображение. Отсутствие дифференцированного подхода к леворуким детям в воспитании, обучении, переучивание, игнорирование индивидуально психологических, физиологических особенностей леворуких детей, обусловило выбор данной темы для экспериментального исследования.

В ходе экспериментального исследования особенностей эмоционального реагирования леворуких и праворуких детей  на основании результатов метода определения ведущей руки были сформированы две группы испытуемых: первую группу составили дети-правши (16 человек), вторую группу составили испытуемые дети-левши (14 человек). Были получены данные об особенностях реагирования испытуемых в ситуациях фрустрации, а также о формах агрессивного реагирования, затем эти группы данных были сопоставлены в соответствии с их распределением среди испытуемых детей-правшей и детей-левшей. 

В ходе обработки и детального анализа эмпирических данных о формах агрессивного реагирования леворуких и праворуких детей были получены следующие результаты: а) существует тенденция (на уровне значимости 5%) того, что уровень агрессивности у детей-левшей выше, чем у детей-правшей.

б) по распределению показателей агрессивного реагирования «вербальная агрессия», «негативизм», «подозрительность», «обида», «чувство вины» в группах испытуемых левшей и правшей не существует значимой разницы.

в) по распределению показателей «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение» в группе левшей по сравнению с группой правшей выявлены достоверные различия.

Выявленные существенные различия в распределении показателей агрессивного реагирования среди  испытуемых можно объяснить некоторыми особенностями функциональной специализации доминирующего полушария головного мозга:

а) Испытуемые правши больше склонны к проявлению вербального типа агрессии, нежели испытуемые левши, это может быть объяснено ведущей ролью левого полушария у правши, обеспечивающего выполнение функций абстрактно-логического мышления, и позволяющего правше вербально обозначать собственные переживания.

б) Испытуемые левши больше склонны к проявлению физического  типа агрессии, по сравнению с правшами.  Левша, вполне вероятно, скорее проявит двигательные реакции на те или иные переживания, в силу преобладания конкретного образного мышления, восприятия, которые позволяют левше значительно лучше распознавать эмоциональную окраску поведения других людей, и выражать их в экспрессивной форме в своем поведении.

в) Испытуемые левши более склонны к проявлению косвенной агрессии по сравнению с правшами. Можно предположить,  что выбор данного типа агрессии левшами, связан с такой функцией правого полушария как избирательный анализ поступающей информации, то есть восприятие эмоционально значимой информации за счет индифферентной. Такой избирательный анализ достаточно субъективен, в этой связи может утрачиваться важная для субъекта информация, или просто не осознаваться, в отличие от строящегося на логической основе анализа в структурах левого полушария, которые обеспечивают способность человека выделять причинно-следственные связи и способность абстрагироваться от конкретных значений.

г) Испытуемые левши больше склонны к проявлению раздражения, чем испытуемые правши.

В ходе обработки экспериментальных данных, полученных в результате исследования типов и направлений реакций испытуемых в ситуации фрустрации было получено:

а) Для всех испытуемых характерно снижение удельного веса эго-защитных реакций (E-D), то есть характерна пониженная склонность к более или менее осознанному переживанию эмоций тревоги и страха. Можно предположить, что для испытуемых характерно восприятие ситуации как менее враждебной, чем в среднем она воспринимается другими детьми этой возрастной категории (10-13 лет).

б) У испытуемых всей выборки повышен удельный вес препятственно-доминантного (О-D) типа реагирования в ситуации фрустрации, то есть в ситуации фрустрации характерна повышенная склонность к фиксации на препятствии к удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, в форме отрицания значимости препятствия к удовлетворению потребности (М`).

в) Выявлены достоверные различия в распределении в группах левшей и правшей экстрапунитивных реакций. В ситуации фрустрации испытуемые левши более склонны к проявлению экстрапунитивных реакций, чем правши.

г) Не обнаружено значимых различий в распределении в группах левшей и правшей удельного веса потребностно-настойчивого способа реагирования, интропунитивных и импунитивных реакций. 

Гипотеза о том, что дети с ведущим правым полушарием более чувствительны и склонны к эмоциональному реагированию, чем дети с ведущим левым полушарием, частично подтверждена.


 

Последние материалы